Я люблю и могу быть открытой и искренней в терапевтическом контакте, хотя это не всегда просто. Я очень благодарна своим клиентам, которые также идут на открытость со мной и позволяют себе и мне соприкоснуться в процессе работы с самыми важными частями себя.
Навык и опыт безопасного контакта с психологом несет очень важные функции:
- чувство доверия к миру и социуму,
- безопасность в близости,
- навык здоровой коммуникации,
- возможность быть собой и видеть себя,
- возможность видеть другого с минимальными искажениями.
Как это выглядит? Сложно сказать. Но я попробую.
Я, как психолог, стараюсь на сессиях быть максимально открытой и не искажать себя. Это не значит, что я говорю все, что думаю)) Скорее я говорю, что чувствую, если чувствую, что это важно. Я могу недоумевать, злиться, чувствовать напряжение, скучать, грустить, пугаться, тревожится… Моя профессиональная задача – отличить мои личные чувства (например, что-то напоминает про себя или моя тревога за детей) от чувств, которые рождаются в процессе сессии. Когда я озвучиваю свои состояния, я становлюсь открытой и безопасной. Я показываю, что так можно, что это сближает. Что, как и когда я выбираю озвучить – это уже профессиональные штуки, их сложно и не нужно объяснять.
Я искренне переживаю «связь» с каждым клиентом. Это особые чувства, которые я стала понимать уже обретя значительный опыт в работе. С каждым я ощущаю разный, свой особенный уровень связи и степень близости. И это потрясающе. Это нисколько не выматывает. Искренний теплый контакт не требует дополнительных затрат. Ты просто являешься собой и чувствуешь то, что чувствуешь.
Я раньше путалась в ощущениях, я сама училась этому навыку (и буду продолжать учиться). Мне реально могло казаться, что этот клиент мне не подходит или даже не нравится 😅 … Теперь я поняла, что все это проекции. Теперь я могу видеть за каждым – человека, а не объект ответственного воздействия.
Именно понимание, что я работаю с людьми, дает мне все инструменты.
Самое крутое, когда клиент начинает открываться. И это не про то, какие истории он/она рассказывает. А когда мы выходим на возможность говорить открыто. Не столько «честно», сколько искренне.
Как мне нравится, когда клиент заходит в кабинет (или в скайп) «с ноги», заявляя: «Я злюсь/обижаюсь на тебя! Сейчас расскажу, за что». С этого момента и начинается терапия. Такое, конечно, не обязательно. Не обязательно испытывать ко мне негативные чувства. Но это бывает очень круто и близко!